Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|
С. К. Шишкин: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации изменит процессуальную ситуацию | версия для печати |
«С 15 сентября 2015 года
кардинально меняется процессуальная ситуация, поскольку административное
судопроизводство будет осуществляться на основе специализированного кодекса.
Новый нормативный правовой акт определяет принципиально иной подход к
рассмотрению административных дел по сравнению с подходом к рассмотрению дел гражданских
(до вступления нового кодекса в силу административное судопроизводство в
России осуществляется на основе ГПК РФ. – Прим. пресс-службы)», – комментирует законодательную
новацию заместитель председателя Владимирского областного суда, председатель судебной
коллегии по административным делам, к. ю. н. Сергей Константинович Шишкин.
Инициатором создания Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) выступил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 27 марта 2013 года он внес на рассмотрение в Государственную Думу проект кодекса. Инициатива главы государства объясняется, с одной стороны, необходимостью приведения федерального законодательства в соответствие ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, которая гласит: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», а с другой стороны – назревшей в обществе потребностью данного нововведения. «В юридическом сообществе вопрос о назначении административного судопроизводства всегда вызывал дискуссию, – отмечает С. К. Шишкин. – Ряд аналитиков считает, что это не иначе как процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях. Их оппоненты рассматривают его как специальное судопроизводство, в ходе которого гражданин отстаивает свои права и интересы, реализуя свое право притязания в адрес органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц». Исходя из этого новый кодекс может восприниматься либо как узкоспециальное руководство по осуществлению административного судопроизводства, либо как документ, обладающий не только юридической, но и социальной значимостью, – инструмент более эффективной защиты прав граждан Российской Федерации. «Субъекты административных правоотношений, в противоположность субъектам гражданских правоотношений, изначально находятся в неравном положении: с одной стороны – гражданин или организация, с другой – государство в лице органов власти и должностных лиц. По мысли авторов, КАС призван максимально уравнять возможности участников административного процесса в отстаивании своих прав, – характеризует Сергей Константинович специфику субъектного состава обсуждаемой отрасли права. – Разбирательство в порядке административного судопроизводства должно осуществляться с определенной преференцией для гражданина, которому, в отличие от искового судопроизводства, достаточно будет сослаться на нарушение своего субъективного права или охраняемого законом интереса в конкретном случае, а противоположной стороне – административному органу, его должностному лицу – придется доказывать обратное в суде». Таким образом, КАС РФ может стать действенным средством контроля над деятельностью исполнительной, законодательной власти и органов местного самоуправления в интересах гражданского общества. Совершенно очевидно, что это не основная цель нового закона, огромное значение имеет перечень категорий дел, которые будут рассматриваться в рамках административного судопроизводства. Процедура рассмотрения каждой категории дел детально прописана. Перечень категорий дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, закреплен в статье 1 Кодекса: 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи; 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. 8) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра; 9) о прекращении деятельности средств массовой информации; 10) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; 11) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока их пребывания в данном учреждении; 12) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; 13) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; 14) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; 15) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке. Этот перечень не является исчерпывающим. Институты подведомственности и подсудности этих дел регулируются главой 2 настоящего Кодекса. Следует отметить, что мировым судьям данные категории дел неподсудны. «КАС РФ расширяет процессуальную правосубъектность, – продолжает эксперт. – При определенных условиях кодекс наделяет ею лиц, ограниченных в дееспособности по гражданскому праву, и объединения, не являющиеся юридическими лицами». Судейское сообщество отмечает еще одно значимое изменение в связи с вступлением в силу КАС РФ: в отличие от ГПК РФ, акцент в нем сделан на активную роль суда при разрешении административных дел. «Этот акцент обусловлен заявленным стремлением законодателя расширить возможности гражданина по эффективному доказыванию обстоятельств в суде, – продолжает С. К. Шишкин. – Так, согласно новому кодексу при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия административного ответчика суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований». В качестве гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства законодатель ввел в КАС РФ еще одну новеллу: при оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если последний не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар. Продолжая разговор о вводимых КАС РФ новациях, председатель судебной коллегии по административным делам областного суда отмечает, что отдельные положения документа направлены на ускорение судебного процесса. Речь идет о возможности использования электронных процессуальных документов, в том числе при подаче административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, совершении отдельных процессуальных действий, хотя необходимо оговориться, что эти новшества вступят в силу несколько позже. Вместе с тем законодатель предусмотрел по административным делам обязательность аудиопротоколирования хода судебного заседания. Помимо этого, главой 33 Кодекса предусмотрено по некоторым категориям дел, исходя от цены административного иска, упрощенное (письменное) производство, которое будет проходить без участия сторон и судебного заседания. Резонно отметить, что обсуждаемым законом предусмотрены более жесткие меры процессуального принуждения. По общему правилу являться в судебное заседание – это право, а не обязанность сторон, однако новый процессуальный закон предоставляет суду право обязать административного ответчика к явке в судебное заседание, осуществить его принудительный привод, наложить штраф, причем процедура привлечения к штрафной ответственности значительно упрощена. Безусловно, сделать более подробный анализ и тем более дать оценку КАС РФ можно будет только по прошествии времени, когда, как говорят правоприменители, он «будет обкатан на практике». Если в дальнейшем Кодекс предоставит юристам повод для критики, то эта критика должна быть обоснованной и конструктивной, чтобы на ее основе совершенствовать документ. В завершение разговора заместитель председателя Владимирского областного суда подчеркнул, что, разрабатывая концепцию КАС РФ, законодатель ставил перед собой высокие цели. «Появлению кодекса предшествовала большая работа, проведенная Администрацией Президента РФ, Верховным Судом, представителями юридического и научного сообществ. Теперь эта работа должна принести обществу добрые плоды», – резюмировал он. |
Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|