Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|
Доклад председателя Владимирского областного суда "Конституция Российской Федерации – теоретические основы и практика реализации" | версия для печати |
Конституция Российской Федерации – теоретические основы и практика реализации 12 декабря исполняется 20 лет со дня принятия ныне действующей Конституции РФ. Юбилей Основного Закона – это не только исторический, но и определенный психологический рубеж. Термин "конституция" произошел от латинского "сonstitutio" - устанавливаю, учреждаю. Прежде всего, любая Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Конституция учреждает, создает государство, она говорит «быть такому-то государству», определяет систему его органов и порядок их формирования, компетенцию, характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением. Конституцию можно назвать гражданской Библией для государства. Создание первого прообраза Конституции относится еще к периоду Древнего Рима, где так назывались указы императоров. Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (США, Франция) появились в XVII-XVIII вв., когда общество пришло к пониманию опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Первой и до сих пор действующей номинальной конституцией (то есть документом, прямо объявляющим себя конституцией) принято считать конституцию Соединённых Штатов Америки, ратифицированную 7 декабря 1787 года. Она же - первая конституция в современном смысле этого понятия, поскольку описывает и устанавливает разделение властей и компетенцию каждой из них. Однако, столь длительный срок жизни основного закона это скорее исключение, чем правило. Средний период, если так можно сказать, «полураспада» конституции составляет всего 17 лет. А если взять период после Первой мировой войны, то средний возраст конституции всего 12 лет. Поэтому, мы уже можем говорить, что наша Конституция дожила до совершеннолетия. До 1918 года в нашей стране Конституция, как таковая отсутствовала. Однако элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появляются в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Но до 1918 года как таковой Конституции в Российской империи не существовало. Первая же Конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР. Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата и была самой идеалогизированной из всех советских конституций. Достаточно процитировать всего 2 абзаца из той Конституции, например пункты 4-5 главы 3: «Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский Съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике ...». «В тех же целях III Всероссийский Съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах». В 1924 году 6 социалистических республик заключают союзный договор и объединяются в одно союзное государство - "Союз Советских Социалистических Республик". Принимается Конституция СССР, состоящая из декларации нового государства и союзного договора. В первом разделе декларируется разделение мира на 2 лагеря: условно черный и белый. «Со времени образования советских республик государства, мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов». В связи с образованием СССР в 1925 году возникает и новая – вторая по счету Конституция РСФСР, в качестве конечной цели которой обозначается строительство коммунизма. В 1936 году принимается так называемая «Сталинская» Конституция СССР, которая должна была отразить построение социализма. В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики». Союзная Конституция 1936 года считается одним из самых демократичных основных законов: - провозглашалось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; - право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (заметьте бесплатное); - провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. В 1937 году, вслед за Конституцией СССР, принимается и новая – третья по счету Конституция РСФСР, отразившая принципы, задекларированные в союзной Конституции. Третья Конституция СССР и четвертая РСФСР были приняты соответственно в 1977 и 1978 годах. Несколько слов о том, как создавалась современная Конституция. Действовавшая Конституция 1978 года «советского и социалистического» государства с 1985 года стала входить в противоречие с перестроечными процессами. Началось реформирование союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Начался «парад суверенитетов» республик. В 1991 - 1992 годах в действующую Конституцию было внесено более 400 поправок. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. Россия оказалась в 1993 году буквально на краю пропасти. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе. В 1993 году на всенародное голосование был внесен проект Конституции, подготовленный Конституционным Совещанием, который и был принят на референдуме 12 декабря 1993 года. 3,5 года, 42 месяца или 168 недель продолжалось создание новой Конституции России. При разработке проекта Конституции ее авторам пришлось идти «от противного»: раз ее невозможно было принять как отражающий общественное согласие консенсусный документ, значит следовало написать такой документ, который мог бы стать платформой и одновременно стимулом для постепенного восстановления общественного согласия. Очень важно, что Основной Закон создавался как образ желаемого будущего, а не как отражение ситуации, сложившейся на момент его принятия. Конституция закрепила основные направления дальнейшего развития государства. В сфере государственного устройства новая российская Конституция формирует модель не "суперпрезидентской", как это часто принято считать, а президентско-парламентской республики, поскольку Президент не является одновременно главой правительства. Кроме того, для России характерно наличие несвойственных для президентской республики элементов политической ответственности Правительства перед парламентом. Так, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (статья 117 Конституции). В сфере федеративных отношений Конституция закладывает модель так называемого кооперативного федерализма, главный признак которого - наличие значительной сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов. В Конституции установлено также, что вне пределов ведения Российской Федерации ее субъект обладает всей полнотой государственной власти. Фактически вся полнота государственной власти означает, что в субъекте Федерации есть основные атрибуты, характеризующие государство, кроме суверенитета и индивидуального гражданства, а именно система высших органов власти и система законодательства. Причем согласно ст. 76 Конституции если вопрос прямо не отнесен к федеральной компетенции, то он входит в сферу полномочий субъекта Федерации и при его решении законодательство субъекта Российской Федерации имеет преимущество перед федеральным. Структура органов власти регионов определяется субъектами РФ самостоятельно, в рамках общей системы, заданной Конституцией РФ и Федеральным законом №184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно статистическим данным о федеральном законодательном процессе Законодательным Собранием Владимирской области за период с 1996 по 2011 год, то есть за 15 лет, в Государственную Думу РФ было внесено 86 законопроектов, из них принято 5 - около 6%. (Это: - №51-ФЗ от 06 мая 2003 года «О внесении дополнений в статьи 214-1 и 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» - о распространении права на получение социальных налоговых вычетов на налогоплательщиков-опекунов; -№5-ФЗ от 14 февраля 2008 года «Об упразднении Радужного городского суда Владимирской области», - №208-ФЗ от 24 июля 2007 года «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в РФ» - увеличение количества судебных участков с 72 до 75, - №121-ФЗ от 17 июня 2010 года «О внесении изменения в статью 29 Закона РФ «Об образовании» - в части дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию - №224-ФЗ от 18 июля 2011 года «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» - предусмотрена возможность досрочного прекращения срока действия разрешения на строительство). Для иллюстрации: на фоне законодательной инициативы других субъектов мы смотримся следующим образом - всего за тот же период законодательными органами субъектов Российской Федерации было внесено 5730 законопроектов, из них принято 365, или 6,3%. Таким образом, общий процент одобренных законодательных инициатив от количества заявленных у нас примерно такой же, как в целом по стране – около 6%. Если проанализировать законотворческую деятельность Законодательного Собрания с точки зрения соответствия федеральному законодательству принимаемых нормативно-правовых актов, то мы увидим следующую картину: за период с 2009 по октябрь 2013 года во Владимирский областной суд было обжаловано 15 областных законов, из них 5 заявлений удовлетворено. Были признаны несоответствующими федеральному законодательству отдельные нормы законов «Об административных правонарушениях во Владимирской области», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству во Владимирской области», «Об отходах производства и потребления во Владимирской области», «Об общественной палате Владимирской области», «О Законодательном Собрании Владимирской области». Принятые Законодательным Собранием законы чаще всего обжаловались прокурором Владимирской области – 7 раз, 4 раза администрацией и Губернатором и 4 раза гражданами нашего региона. Местное самоуправление Говоря о Конституции (статья 12) мы не можем не упомянуть нормы о местном самоуправлении, и, самое главное, степень их практической реализации. На прошедшем в Суздале 08 ноября 2013 года Общероссийском Съезде глав муниципалитетов наиболее тяжелыми вопросами для местной власти были признаны финансы и кадры. Неправильно, когда местной власти, например, в сельском поселении, ставятся задачи, которые она просто финансово не может исполнить. Это приводит к тому, что проблемы чисто экономического порядка, такие как уборка территорий, содержание бездомных животных, ремонт лечебных учреждений, решают через обращения в суд. Так: - 16 июля 2013 года заочным решением Камешковского районного суда на удовлетворены исковые требования к Администрации муниципального образования г.Камешково об организации в срок до 01 января 2014 года уличного освещения на пешеходных переходах, на участках автомобильных дорог, на перекрестке; - В 2009 году Гусь-Хрустальным районным судом удовлетворены требования Межрайонного прокурора к муниципальному образованию «Гусь-Хрустальный» о принятии мер к созданию приюта для безнадзорных животных. Давайте задумаемся, а откуда муниципалитеты возьмут деньги на исполнение решения суда? Да очень просто. Вместо ремонта крыши школы или больницы построят питомник для собак. Следует отдельно коснуться избирательных прав граждан. Мы все привыкли считать, что у нас существует всеобщее, равное и избирательное право. Однако, такое положение было у нас прописано в Конституции 1936 года. В действующей Конституции о выборах сказано относительно немного. В настоящем предусмотрено, что Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Вместе с тем, Основной закон умалчивает, как избирается Государственная Дума и органы законодательной власти субъектов, отсылая нас в этих вопросах к текущему законодательству. Конституционный Суд РФ в своих решениях по оспариваемым положениям о выборах пришел к выводу, что и выборы в Государственную Думу и выборы в законодательные органы субъектов должны проводиться только на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании (постановление КС РФ от 17.11.98г. №26-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закон от 21.06.1995г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», постановление КС РФ от 22.01.02г. №2-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова»). Что касается муниципальных выборов, то по мнению одного из разработчиков Основного закона Сергея Михайловича Шахрая, они и не должны быть всеобщими, а в число избирателей должны включаться только налогоплательщики, т.к. именно на уплачиваемые ими налоги будет существовать местная власть. Возможно, подобная практика помогла бы формированию гражданского общества и культуры. Как уже говорилось, Конституция, как Основной Закон государства, предполагает особый порядок внесения в её текст поправок. Первый раз изменения в Конституцию были внесены в 2008 году – на 15-м году действия Конституции. Были увеличены сроки пребывания в должности Президента РФ с 4 до 6 лет и депутатов Госдумы РФ с 4 до 5 лет. Одновременно на Правительство РФ была возложена обязанность выступать с ежегодным отчётом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной Думой. Суть Конституции как правового инструмента в механизме ее реализации проявляется прежде всего в нахождении разумного баланса конституционных ценностей. Не всегда правоприменитель может адекватно выстроить этот баланс, поэтому в Конституции заложен механизм, благодаря которому при наличии у суда сомнения в конституционности нормы спор может быть переведен в число конституционных. Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом. Именно и только Конституционный Суд – единственный орган, который может, руководствуясь Конституцией, дисквалифицировать норму закона или выявить ее действительный конституционно-правовой смысл. В случае необходимости, Вы как законодательный орган субъекта также вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о толковании Конституции. Говоря о Конституционном суде РФ, следует коснуться вопроса создания конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Действительно согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 №1-ФКЗ конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Однако, никоим образом отсутствие в субъекте РФ уставного суда не ущемляет конституционных прав граждан на судебную защиту, поскольку рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции. В настоящее время Государственной Думой РФ уже принят в первом чтении проект Кодекса административного судопроизводства РФ, который усиливает защиту прав граждан при рассмотрении судами общей юрисдикции их споров с органами государственной власти, в том числе при оспаривании законности принятых нормативных правовых актов. Необходимо учесть, что основную часть дел, отнесенную законом к компетенции уставного суда, составляют заявления о проверке соответствия актов органов власти региона Уставу субъекта РФ. Однако согласно данным судебной статистики во Владимирской области с 2008 по 2013г.г. ни одного подобного обращения в суды не поступало. Более того, в последние годы мы наблюдаем тенденцию снижения активности заявителей по оспариванию нормативных правовых актов Владимирской области. При этом, как усматривается из статистических данных уставных судов иных субъектов Российской Федерации, к ним на рассмотрение в среднем поступает не более 10 заявлений в год, из которых к производству принимается около 6-7 обращений. Учитывая вышеизложенное, а также значительные материальные затраты, которые понесет бюджет Владимирской области на создание и ежегодное финансирование дополнительного государственного института, Владимирский областной суд по-прежнему не усматривает целесообразности в учреждении уставного суда в нашем регионе. Рассматривая особенности Конституции, нельзя не упомянуть о длящейся дискуссии вокруг юридической силы решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и соотношения данных решений с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, а также вообще об иерархии нормативно-правовых актов нашей законодательной системы. Многие правозащитники полагают, что раз мы признали юрисдикцию ЕСПЧ в области применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то их решения должны превалировать над любым видом национального правоприменения. Однако, если анализировать нормы Основного закона, то вверху всей правовой системы у нас стоит Конституция, и, следовательно, её толкования данные Конституционным Судом РФ. Все остальное, включая ратифицированные международные договоры и решения ЕСПЧ, должны применяться только в случае непротиворечия Основному Закону. Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д. в качестве предела нашей уступчивости западу, в том числе и решениям ЕСПЧ, обозначил защиту нашего суверенитета, наших национальных институтов и наших национальных интересов. В заключении следует отметить, что многие положения, закрепленные в Конституции, на настоящий момент полностью не реализованы. По мнению отдельных экспертов, в целом Конституция реализована не более чем на 60%. В ней содержатся в «свернутом» виде несколько базовых моделей развития государства и общества, каждая из которых воплощается в жизнь в соответствующее время. |
Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|