Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|
27 февраля 2009 года состоялось расширенное заседание президиума Владимирского областного суда и коллегии Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ во Владимирской области | версия для печати |
27 февраля 2009 года на расширенном заседании президиума Владимирского областного суда и коллегии Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ во Владимирской области были обсуждены итоги работы районных судов, мировых судей и Владимирского областного суда в 2008 году.
С итоговым докладом о деятельности судебной системы Владимирской области выступил заместитель председателя областного суда Медведев С.В.
Прошедший год был знаменателен тем, что в декабре 2008 года состоялся седьмой Всероссийский съезд судей. Особую значимость съезду придало присутствие Президента России. Направленность съездовской дискуссии определил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Медведев Д.А. 5 ноября 2008 года, акцентировав внимание судейского сообщества на важнейших вопросах развития российского суда: повышении доступности и качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, сокращении сроков рассмотрения судебных дел и исполнения принятых по ним решений. Символично, что время проведения Съезда совпало с 15-летием Конституции РФ. На конституционном уровне урегулированы вопросы организации судебной системы, статуса судей и порядка наделения полномочиями, финансирования судов, что подчеркивает их конституционную самостоятельность и независимость.
В 2008 году криминальная обстановка в регионе несколько стабилизировалась. В течение отчётного периода отмечалось снижение числа совершённых преступлений (на 15,3% меньше по сравнению с 2007 годом). Снижение преступности зафиксировано во всех районах области, за исключением Юрьев-Польского района (+4,8%).
В прошедшем году областным, городскими (районными) судами, а также мировыми судьями Владимирской области рассмотрено 10 123 уголовных дела (в 2007 году – 11 100), из них с вынесением приговора – 6138 (в 2007 году – 6920). Таким образом, по сравнению с 2007 годом количество рассмотренных уголовных дел в 2008 году уменьшилось. В истекшем году всего по области осуждено 7 186 лиц, что на 1049 лиц или 12% меньше чем в 2007 году. Практика назначения наказания в виде лишения свободы, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа по сравнению с 2007 годом осталась практически прежней: - лишение свободы – 2 672; - обязательные работы – 283; - исправительные работы – 577; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 8; - штраф – 872.
По сравнению с 2007 годом в истекшем году на 20 % сократилось количество лиц, осужденных к лишению свободы условно; на 37 % сократилось количество лиц, осужденных к исправительным работам условно: - условное осуждение к лишению свободы – 2 731 (в 2007 – 3 428); - условное осуждение к исправительным работам – 43 (в 2007 – 69).
За указанный период областным судом рассмотрено 3 050 уголовных дел и иных материалов в кассационном порядке , что на 9% больше, чем в предыдущем году. Без изменения в 2008 году оставлено 2 486 судебных решений.
В 2008 году по надзорным жалобам и представлениям было изучено 2 124 дела (в 2007 – 1 711 дел). Из них по 2 022 делам в удовлетворении надзорных жалоб было отказано, а по 102 делам возбуждены надзорные производства. За отчетный период президиумом Владимирского областного суда рассмотрено 62 дела по жалобам и представлениям, которые во всех этих случаях были удовлетворены. Кроме того, в связи с отсутствием кворума в президиуме Владимирского областного суда в период с июля по декабрь 2008 года в Верховном Суде РФ было рассмотрено в порядке надзора 35 жалоб и протестов, которые также были удовлетворены.
Следует отметить, что жители области довольно активно обращались в суды в истекшем году для разрешения своих спорных вопросов по гражданским делам. Изучение статистических данных свидетельствует об увеличении рассмотренных гражданских дел и, соответственно, об увеличении нагрузки судей. Всего по области рассмотрено в 2008 году 100 333 гражданских дел . По сравнению с 2007 годом общее количество рассмотренных дел увеличилось на 4,6 %. При общем увеличении количества дел увеличилось и число дел, рассматриваемых в кассационном порядке. За 2008 г. было рассмотрено 3502 дела, что 7,8% больше по сравнению с 2007 годом. В порядке надзора областным судом было рассмотрено 1987 жалоб, что на 367 жалоб меньше по сравнению с 2007 годом. Значительное уменьшение количества поданных жалоб объясняется изменениями гражданского процессуального законодательства, регулирующими порядок пересмотра судебных решений в порядке надзора и вступившими в силу с 8 января 2008 года. По существу было разрешено 1100 жалоб, из которых 455 жалоб - с истребованием дел. Президиумом областного суда было рассмотрено 146 дел, что на 13% меньше по сравнению с 2007 годом, когда Президиумом было рассмотрено 168 дел. Было отменено 55 решений районных судов и 20 решений мировых судей. Также отменено 19 постановлений судов апелляционной инстанции. Следует отметить, что комплекс проведенных в минувшем году мероприятий позволил существенно улучшить ситуацию в области со сроками рассмотрения дел. Областным судом осуществляется ежемесячный контроль за движением гражданских дел, находящихся в производстве судов свыше двух месяцев. Основной причиной длительного рассмотрения уголовных дел является розыск подсудимого. Другой распространенной причиной длительного рассмотрения как гражданских, так и уголовных дел является производство судебных экспертиз.
Основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается мировыми судьями города Владимира и Владимирской области, всего ими рассмотрено 65691 дел. За 2008 год судьями районных судов Владимирской области рассмотрено по I инстанции 1960 дел об административных правонарушениях, что на 14 % больше чем в 2007 году. 2904 дел рассмотрено по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, что несколько меньше чем в 2007 году. Областным судом рассмотрено в порядке надзора 511 жалоб и 11 протестов на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. Из них отменено 22 судебных решения с прекращением производства по делу, 8 - с направлением на новое рассмотрение, одно решение районного суда изменено.
За истекший год в области сложилась следующая практика назначения административного наказания: предупреждение – 399 (на 36% меньше чем в 2007 году), административный штраф – 16023 (на 47% меньше чем в 2007 году), административный арест – 31786 (на 32% больше чем в 2007 году). Подобная практика свидетельствует об усилении законодателем в 2008 году административной ответственности за ряд административных правонарушений и исключении из санкций определенных правонарушений альтернативной меры наказания в виде штрафа. По назначению административного ареста Владимирская область лидирует в Центральном федеральном округе, что приводит к реальному выполнению задач и целей административной ответственности и снижению количества совершенных правонарушений. Практика назначения административного наказания в виде лишения специального права, дисквалификации и приостановления деятельности осталась практически прежней по сравнению с 2007 годом. Назначение в качестве дополнительного наказания административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по сравнению с 2007 годом существенно сократилось на 52% (подвергнуто выдворению 71 лицо). Данное обстоятельство свидетельствует о более тщательном подходе к рассмотрению категории дел об административных правонарушениях, влекущих назначение данного вида наказания, а именно с учетом Конвенции о защите прав человека и основных свобод по запрету вмешательств а со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни.
В 2008 году по делам, предусматривающим административную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, мировыми судьями прекращено производство по 262 делам, что на 50% меньше чем в 2007 году. За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения мировыми судьями прекращено производство по 282 делам, что на 66% меньше по сравнению с 2007 годом.
Заместителем председателя областного суда обращено внимание судей на необходимость более тщательного подхода к соблюдению требований, предъявляемых к форме и содержанию выносимых ими решений, постоянному улучшению качества их составления, повышению требований к сотрудникам аппарата суда, готовящим проекты судебных решений. Также на совещании обращено внимание проблеме коррупции в органах государственной власти.
Кроме того, акцентировано внимание на самом главном объективном факторе, влияющем на уровень реальной судебной защиты прав и свобод человека - о формировании профессионального судейского корпуса.
В 2009 году необходимо принятие исчерпывающие меры к обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов и дальнейшему укреплению авторитета судебной власти.
Перед участниками расширенного заседания президиума выступили начальник департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области Большаков А.И., заместитель прокурора Владимирской области Селезнев Э.А., судья Муромского городского суда Мочалов А.В., судья Александровского городского суда Шукаев В.А., председатель Меленковского районного суда Бодрова Е.Е.
На расширенном заседании президиума областного суда выступил также председатель Владимирского областного суда Малышкин Александр Викторович.
В ходе своего выступления он обратил внимание на проблему укрепления дисциплины, поскольку укрепление дисциплины во всем государственном аппарате – это требование времени. Судья независим при рассмотрении конкретного спора, конкретного дела. Однако он подконтролен в том, что касается дисциплины – дисциплины трудовой, исполнительской и, если хотите, процессуальной. Это подразумевает безусловное соблюдение сроков, предусмотренных процессуальным законодательством, сроков оформления дел и направления их в вышестоящие судебные инстанции, соблюдение требований всего документооборота.
Непосредственно данному вопросу сейчас посвящено два Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 27 от 31.05.2007: «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» и № 52 от 27.12.2007 года «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
Проводившаяся областным судом линия на жесткий контроль данных сроков будет продолжаться, и каждый должен быть готов ответить за данный участок своей работы.
При этом следует учитывать, что судьи на переднем плане государственной работы, поскольку процессуальное законодательство дает полную возможность гражданам контролировать судебную деятельность.
Органичной частью данной проблемы является и вопрос о мировой юстиции. Если областной суд является вышестоящей инстанцией для районных судов, то ни у кого не должно быть сомнений, что вышестоящим судом для мировых судей является соответствующий районный суд. Это значит, что председатель данного суда в полной мере отвечает за работу мировых судей на своем участке, при том, что мировые судьи, будучи независимыми при рассмотрении конкретных дел, подконтрольны и подотчетны председателю соответствующего суда.
Помимо сроков рассмотрения дел на первый план выходят вопросы качества процессуальных документов. Должны быть повышенные требования к процессуальным документам, их качеству. Необходимо постоянно улучшать качество составления судебных документов, в частности, решений и приговоров судов первой инстанции, приговоров и постановлений судов апелляционной инстанции, определений судов кассационной инстанции, определений и постановлений судов надзорной инстанции. Внимательность и аккуратность при изготовлении актов правосудия свидетельствуют об ответственном отношении судьи к своей работе, о стремлении к надлежащему осуществлению своих должностных обязанностей. Судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении. Немотивированные и неубедительные, небрежно составленные судебные акты, содержащие искажения имеющих значение для дела обстоятельств, порождают сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности судей. Иными словами из судебного акта должно быть понятно любому лицу, даже не участвующему в рассмотрении спора, если речь идет о гражданском деле, кто и о чем спорит, какие приводит доводы в обоснование своей позиции, какое решение и почему принял суд, почему отверг доводы одной стороны и взял за основу доводы другой. То же самое касается и уголовных дел. Данного вопроса коснулся и Европейский Суд по правам человека. В этой связи председателем областного суда обращено особое внимание судей на следующее обстоятельство. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 июля 2010 года. В связи с этим следует поподробнее ознакомиться с данным нормативным актом. Практически каждый судебный процессуальный документ становится общедоступным. Одновременно председателем областного суда обращено самое пристальное внимание председателей районных (городских) судов области на данное обстоятельство, для чего следует проанализировать качество процессуальных документов в каждом суде, определить реальную картину и принять соответствующие меры для улучшения положения дел в данной области.
Следует учитывать и то обстоятельство, что прошел первое чтение проект Федерального закона об ответственности государства за нарушение сроков рассмотрения дел и сроков исполнения судебных решений. Сама постановка вопроса должна заставить задуматься и заранее начать подготовительную работу, чтобы принятие закона не застало врасплох. В докладе заместителя председателя суда Медведева Сергея Викторовича обращено внимание на 20% от числа дел, рассмотренных в кассационном порядке по частным жалобам и представлениям. Какие для этого причины? Рост числа определений об отказе в принятии искового заявления (ст.134), возвращении искового заявления (ст.135). В последнем случае нередки примеры, когда судьи, проявляя завидный творческий подход, придумывают, иного слова не подберешь, случаи несоблюдения истцом досудебного порядка разрешения споров. А ведь это по существу отказ в правосудии. Отказ в реализации конституционного права. Это настолько серьезное нарушение прав граждан, что оно должно немедленно пресекаться и получать надлежащую оценку.
Также особо отмечена работа Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ во Владимирской области: отремонтированы здания ряда крупных судов, проведена значительная работа по информатизации судов и обеспечению их безопасности, решено много других задач, которые не бросаются в глаза. Не все суды в полной мере были охвачены этой работой. Но ведь и возможности не безграничны. Безусловно есть претензии к работе Управления Судебного департамента. У председателей судов всегда найдется, что сказать по данному вопросу. И если претензии обоснованны – областной суд всегда поддержит. Только общими усилиями возможно значительно повысить эффективность работы и достойно выполнить возложенную на суды задачу по осуществлению правосудия. В конце своего выступления председатель Владимирского областного суда обратил внимание на приближающееся значимое событие для нашей области и очень ответственное для судов - выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва. |
Режим работы суда:
Телефон приемной граждан
(4922) 40-83-04 Факс (4922) 52-81-63 |
E-mail: oblsud.wld@sudrf.ru
|